В Беларуси заработала ИИ-система, позволяющая экономить топливо

Поговорили с практиками рынка и узнали, кто, на сколько и за счет чего смог снизить затраты.  

Белорусские разработчики нашли способ сократить затраты на автомобильное топливо. Для этого используется система, основанная на искусственном интеллекте. Она уже внедрена представителями бизнеса, которые дают свои первые оценки – и они довольно оптимистичны.

Проблема экономии топлива существует ровно столько, сколько на дорогах ездит транспорт.

Раньше для сокращения расхода создавали все более и более сложные двигатели. Но потом оказалось, что расход больше зависит от водителя, чем от автомобиля. Как добиться, чтобы человек за рулем экономил и повышал безопасность в каждой ситуации?

Мы отдельно поговорили с некоторыми транспортниками и попросили поделиться результатами внедрения новой системы повышения эффективности водителей OptiDriving. Все они попросили не указывать полное название предприятий из-за жесткой конкуренции друг с другом.

Как транспортные компании экономят топливо

В минской компании «А» провели оценку новобранцев с помощью нейронных сетей. Выяснили, что шоферские курсы не воспитывают экономичного водителя. Подключили новичков к системе, основанной на искусственном интеллекте.

Она понаблюдала за их работой и дала каждому индивидуальные советы: как поступать в конкретных дорожных ситуациях.

В результате у молодых ребят за месяц экономичность в рейсах возросла до 80% от уровня лучших водителей. Пережоги топлива снизились с 15–18% до нуля. Таким образом, экономия составила около 500 л в месяц в среднем на автомобиль.

Как реагируют водители

На брестском предприятии «Т» настроили систему так, чтобы при расходе выше норм нейронная сеть выдавала места, время и описание ошибок, которые привели к этому. Система сама высылала рекомендации водителям на мобильные телефоны во время движения.

Оценки ситуации и советы были признаны людьми справедливыми. Конфликтов в коллективе не случалось.

К моменту возвращения из рейса на столе менеджера лежит список оценок неэффективных действий сотрудника в сравнении с водителями других предприятий на тех же участках дорог. Понимание водителями связей между их действиями за рулем и расходом топлива позволило понизить его в среднем на 8%.

Как мотивировать водителя

В гомельской компании «M» подняли тарифы водителям. Но не всем. С помощью OptiDriving выделили тех, кто в рейтинге отрасли стал профи – их на предприятии оказалось 20%. Сперва зарплата была увеличена только для них.

Рост фонда оплаты труда составил только 3%. Остальные увидели реальность поднятия зарплат и стали выполнять рекомендации системы. Это привело к сокращению расхода. Притом нормы по топливу снижать не стали: отдали сэкономленные литры водителям.

Сокращение расхода топлива на Br1 тянет за собой сокращение на Br2 износа шин, тормозных колодок, дисков, снижение аварийности.

 

За экономией расхода топлива пошло и сокращение износа машин. Несмотря на рост зарплат, общие издержки снизились. В результате водителям стали платить больше, но из ими же сэкономленных денег.

Что заставляет сотрудников экономить

Водители получают детальное объяснение каждой ошибки на понятном языке. А дальше ими управляет желание заработать больше.

Стержневой элемент сервиса OptiDriving – «Журнал ошибок»

Поэтому они выполняют рекомендации системы, не повторяя прежних ошибок.

И волки сыты, и овцы целы

До появления объективного сравнения людей из разных компаний на одних участках дорог водитель не признавал своих ошибок в перерасходе топлива. Сейчас человек видит набор доказательств: какие его действия вызвали пережог и как этого избежали его коллеги в точно таких же условиях.

«Журнал ошибок» сервиса Optidriving

 

Но часто нейронная сеть встает на защиту водителя. Ведь иногда повышенный расход – это сложность маршрута, погоды или неисправность автомобиля.

Что касается менеджеров по приемке отчетов у водителей, то ранее они были беззащитны перед хитростью недобросовестных шоферов. Теперь у них есть объективная информация: насколько прав сотрудник, который «привез пережог» топлива.

Таким образом, появилась возможность сделать союзниками в снижении затрат и водителей, и руководителей.