Более половины крупных компаний России используют ИИ – а что в Беларуси?

Искусственный интеллект уже помогает бизнесу перестраивать работу. Основные драйверы роста сегодня – транспорт и логистика.

Мировая гонка в сфере искусственного интеллекта (ИИ/AI) пока только в самом начале. Государства и бизнес готовы вкладываться в развитие технологий.

Аналитики Goldman Sachs Research предсказывают, что ИИ начнет оказывать ощутимое влияние на ВВП США в 2027-м. А в последующие годы – и на рост других экономик мира.

В российском правительстве смотрят на развитие технологий еще более оптимистично. Там подсчитали, что вклад в ВВП России от использования технологий искусственного интеллекта может достигнуть 2% к 2025 году.

Дело доходит до расчета индекса «интеллектуальной зрелости» отраслей и регионов, который оценит результаты исполнительной власти во внедрении ИИ.

Как заявляется, 52% крупных организаций в РФ уже внедряют ИИ в свою деятельность. Восточная соседка разрабатывает дорожные карты по высокотехнологичным направлениям, в том числе по искусственному интеллекту. А более 100 российских вузов уже запустили программы бакалавриата и магистратуры для подготовки соответствующих специалистов.

Как ИИ развивается в Беларуси

В нашей стране пока нет национальной программы по ИИ. Но уже заметно, что драйвером роста в этой сфере становятся бизнес-проекты в логистике.

«Белорусские предприятия не выпячивают своих достижений. Хотя ретейлу, E-com, пищевым производствам и транспорту есть чем гордиться», – говорит Михаил Дедунович, основатель платформы оптимизации процессов INFINIUM на базе AI и Big Data.

И вопрос тут не в скромности бизнесменов, просто соперничество идет на миллионы рублей.

«Они находятся в конкуренции между собой. И не спешат показывать, какой экономии и чего они добились за счет использования ИИ и Data-driven подхода [управленческих решений на основе больших данных. – Tochka.by]», – продолжает один из пионеров этого бизнеса в Беларуси.

Искусственный интеллект – штука виртуальная, но доходы от его внедрения вполне реальные.

Как белорусский бизнес зарабатывает на ИИ

Мы собрали выдержки из выступлений представителей белорусских предприятий на заседании клуба логистики INFINIUM и в профильных источниках.

Unistore

Заявленная аудиторами экономия от внедрения AI была получена сетью магазинов уже через месяц.

«50% рабочего времени наших сотрудников высвободилось для стратегических задач. А их работа стала прозрачной. За полтора года, как мы начали использовать систему AI-логистики, наша сеть выросла в два раза. Повысилось и качество: если раньше мы прибывали точно в срок в 87% магазинов, то сейчас – в 98%», – говорит Ирина Тарасенок, руководитель распределительной логистики торговой сети.

«СпейсЛогистик»

Титульный перевозчик Wildberries в Беларуси и России после внедрения интеллектуальной системы сумел сэкономить примерно пятую часть затрат.

«Не знаю, как все это работает внутри, но наши расходы по доставке каждого товара сократились на 20%», – рассказывает руководитель направления «последняя миля» перевозчика.

Раньше такие затраты просто «стирались об асфальт».

«Кроме того, увеличилась выработка транспорта на 15%. Логистика составляется с учетом прогнозов загруженности дорог, используется Big Data. Я уже внедрял ранее эту же систему в «ГИППО», поэтому сомнений у нас не было», – делится успехами представитель логистического бизнеса.

«Беллакт»

Производитель молочных продуктов и детского питания после внедрения AI-платформы оптимизировал работу по доставке товаров в магазины. Теперь требуется на 13% меньше грузовиков. А водители стали работать быстрее.

«То есть мы сэкономили 13% всех заправок, зарплат транспортникам, командировочных, амортизаций транспорта. Рабочее время оставшихся водителей сократилось на 17%. Да еще и пробеги уменьшились на 8%», – объясняет Сергей Длубок, начальник цеха «Беллакт Волковысское».

21vek.by

Популярный интернет-магазин также перестроил логистику с помощью ИИ.

«Ежедневно наши курьеры посещают более 5000 клиентов по всей стране. И это не только города, но и отдаленные деревушки. Наша задача – предоставить отличный сервис с минимальными издержками всем покупателям, независимо от адреса на карте и стоимости товаров в заказе. INFINIUM нам помог в этом», – рассказывает соучредитель «Триовист» (21vek.by) Иван Плюгачев.

Компании приходится конкурировать на рынке с другими маркетплейсами, потому важна высокая производительность всех процессов.

«Платформа помогла нам увеличить эффективность работы сотрудников, сократить расходы и более грамотно управлять затратами. INFINIUM реализовал функционал, который позволил 21vek.by быстро расти без ущерба для качества сервиса», – уточняет руководитель транспортной логистики интернет-магазина Полина Петровская.

«Доставка 24»

Руководитель логистики компании «Доставка 24» Артем Старовойтов приводит такие показатели экономии:

  • 15% – на количестве наемного транспорта, задействованного в доставке
  • 20% – на пройденных километрах
  • 35% – на количестве рейсов
  • 35% – на затрачиваемом для развоза времени.

«Благодаря AI-логистике мы растем на 40% каждый год. А меня как менеджера по внедрению AI-платформы моя компания пригласила в соучредители», – делится специалист.

По сути, интеграция искусственного интеллекта позволяет «выиграть у самих себя». Главное – не проиграть в этой гонке другим компаниям.